ma_volk (ma_volk) wrote,
ma_volk
ma_volk

Category:

книги с книгами и удовольствия детства

В "Центурионе XIII легиона" Киплинга девочка Дана забирается на холм и под свист ветра читает стихи:

"От грозных башен Волатерр,
Что некогда воздвиг
Какой-то древний великан
Для доблестных владык…

(...)

Добро пожаловать, герой,
К своим полям родным!
Чего ты ждешь? Перед тобой
Открытый путь на Рим.

Она подняла катапульту и выстрелила прямо в затаившуюся тишину зарослей, где трусливо прятался ветер. Какое-то резкое мычание отозвалось в кустах боярышника".

В моей книжке примечания о том, что это и откуда, нет, но лёгенький поиск даёт ласкающий результат: https://en.wikisource.org/wiki/Lays_of_Ancient_Rome/Horatius

Однако интересен вот какой вопрос: физиологическое наслаждение ритмом, звуком и геройством - есть у меня сильное сомненье, что это общее детское свойство.


Я знаю немало детей, в том числе повзрослевших, которые способны получить удовольствие от декламации (я сама до сих пор немного Дана с рогаткой в руках))). Есть некоторое количество литературных описаний ("Динку" Осеевой, например, можно вспомнить, как она декламирует "Испанскую легенду" Аполлона Майкова).
Однако ж вот на экзамене Тому Сойеру, который, вообще говоря, на память не жаловался и "Робин Гуда" шпарил по тексту великолепнейшим образом, выпало читать про Give me liberty or give me death Патрика Генри:
"Затем очень самоуверенно вышел вперёд Том Сойер и начал декламировать неугасимое, неистребимое «Дайте мне волю иль дайте мне смерть!» с великолепной свирепостью и бешеной жестикуляцией, но, дойдя до половины, запнулся. Тут его охватило смущение, он почувствовал страх перед публикой; ноги подкашивались, в горле что-то давило; он не мог произнести ни слова. Правда, слушатели отнеслись к нему с явным сочувствием, но все они молчали, и их молчание было для него даже более тягостно, чем их сочувствие. Учитель мрачно нахмурился, и это довершило катастрофу. Том ещё немного побарахтался и вернулся на своё место уничтоженным. Были слабые хлопки, но они замерли в самом начале".

Примерные условия, чтобы с декламацией получилось:
1. Чувство ритма у читателя и ритмичность самого стиха. Привычность ритма, - достигается тренировкой.
2. Развитый голос и лёгкие, длинное дыхание, - достигается тренировкой.
3. Способность запомнить непонятные слова текста, автоматически или аналитически.
4. Материал для чтения: эпика или романтизм-неоромантизм, "слёзы мужества и восторга", - часть потенциальных чтецов может отвалиться по причине исповедуемых ценностей.
5. Отсутствие страха перед аудиторией, или отсутствие аудитории (здесь ещё народ сбежит, испугавшись, не подумает ли кто, что они сбрендили).

Ах, как всё это непросто!
Tags: игры с текстами, книжки, культура, профессия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment