ma_volk (ma_volk) wrote,
ma_volk
ma_volk

Categories:
  • Mood:

ОПК

Несколько дней назад курс Основы православной культуры обсуждали на православном радио "Радонеж". Приводились аргументы против, после чего давались разъяснения. Эта передача и комментарии к посту о креационизме moonrainbow (вот они) побудили меня тоже написать о ОПК.

Курс, аналогичный ОПК, "Православие и русская культура", я читала три года назад в УНИКе. Идея курса была кратко и доходчиво сформулирована администрацией как "такой ликбез, чтобы после этого студенты не говорили всякие глупости и вообще понимали, что к чему".
Курс слушали культурологи. Культура как предмет изучения - это система представлений о мире, выраженная в знаках и символах (одно из множества возможных определений).
Цель курса была определена как: представить студентам систему представлений о мире и человеке в нём, сформированную православием.
Задачи курса, в свою очередь, были следующие:
ознакомить студентов со спецификой православной антропологии (дух, душа, тело; первородный грех и грех, покаяние; мужчина и женщина; раб Божий; концепция православной святости);
представить систему православных представлений о природном мире (Шестоднев и значение творения как символической системы);
ознакомить с развитием историософских представлений в русской православной культуре;
рассказать студентам о символических системах православного календаря, дневного, недельного и годового богослужебного круга; организации храма, церковного и домашнего (келейного) богослужения.
(Символику православной иконы студентам читают в рамках курса древнерусского искусства и в курсе искусство Византии, так что этот аспект православной культуры я не рассматривала.)

Я не считаю, что подобный курс может рассматриваться как религиозная пропаганда, - с удовольствием прослушала бы аналогичным образом организованный курс по любой другой религии: знать и верить - это совершенно разные вещи.
Я не считаю, что этот курс неуместен в системе образования: если в истории философии можно ознакомиться с древнегреческой натурфилософией, и это уместно, то почему бы не познакомиться с иначе организованной и преемственно связанной с эллинизмом "натурфилософией" Василия Великого и Иоанна Златоуста?
Я не считаю, что подобный курс сделает человека "неконкурентноспособным, безвольным и лишенным способности активно проявлять себя в мире", - знание чужой или своей культуры дает силы, а не отнимает их.

Но: я против введения ОПК в школе.
В сочетании "ОПК и школа" есть не только знания, но и школа. И я ее очень не люблю.
Вы за введение ОПК? Тогда вспомните знакомых, которых школа надолго или навсегда отвратила от классической литературы. А также - филологически одарённых школьников, которые в первые годы занятий гуманитаристикой ориентировались в первую очередь на то, чего в школе не было, причём в первую очередь методологически. А также - тех, кто считает, что литература просто неинтересна, потому что они её и так знают: Чехов написал "Муму".
ОПК в школе - кузница атеистов-романтиков, теплохладных всезнайцев и ересиархов.

Tags: профессия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 40 comments